Справка о путешествиях

Путешествие, передвижение по какой-либо территории, акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и др. целями. До 18-19 вв. Путешествие были одним из основных источников получения сведений о тех или иных странах (их природе, населении, истории, хозяйстве), общем характере и очертании поверхности Земли.

От античного времени сохранились описания путешествий Геродота, учёных, сопровождавших Александра Македонского в его походах. Классический пример путешествий средневековья — странствования М. Поло и А. Никитина. Эпоха Великих географических открытий характерна многими путешествиями, в корне изменившими представление о планете. Позднее большое значение для расширения знаний о Земле имели путешествия Д. Ливингстона и Г. Стэнли,Н. М. Пржевальского и др.; однако уже Пржевальский называл свои П. научными рекогносцировками, т.к. они могли удовлетворить лишь запросы первичного и общего знакомства с особенностями той или иной территории. Поэтому в 18-19 вв. по мере углубления исследований, конкретизации и специализации научных целей и задач путешествиий приобрели характер экспедиций научных, а термин «Путешествие» с середины 20 в. стал употребляться в основном применительно к туризму.

Путешествие в литературе — заметки путешественника, содержащие путевые впечатления, описание дорожных происшествий, наблюдений и претендующие на сообщение новых сведений о малоизвестных читателю или новооткрытых странах; история вымышленного странствия, стилизованная под описание реального путешествия и подчинённая дополнительной идейно-художественной задаче: приключенческой, утопической, философской и т.д.

Ранние путешествия тесно сосуществуют с легендами и преданиями и питаются ими. Описание путешествий времён античности, средневековья, Возрождения имеют как научно-познавательную, так и художественную ценность. Примеры: историко-географические сочинения Геродота, монументальная «География» Страбона, «Германия» Тацита; в средние века — повествования путешественников-купцов («Книга» Марко Поло, «Хождение за три моря» А. Никитина), отчёты о миссиях на Восток да Плано Карпини, 13 в., Виллема Рубрука, 13 в., описания паломников («Хождение Даниила русския земли игумена», 1106-08); в эпоху Великих географических открытий 15-16 вв. — множество путевых описаний: сочинения Б. де Лас Касаса, бортовой журнал Х. Колумба и письма Америго Веспуччи, дневник А. Пигафетты, спутника Магеллана; аналогичные сочинения в странах Древнего и средневекового Востока (соч. Чжан Цяня, 2 в. до н. э., Сулеймана из Басры, 9 в., соч. Ибн Маджида — лоцмана Васко да Гамы, 16 в.). В середине 16 в. записки путешественников начинают систематически публиковать венецианский издатель Рамузио (с 1550) и англичанин Р. Хэклейт (с 1582).

В 17-18 вв. литературу о путешествиях продолжили документы, записки, описания морских и сухопутных путешествиях, экспедиций (Р. Ла Саля, Дж. Кука, Л. А. де Бугенвиля, Ж. Ф. Лаперуза, В. И. Беринга и др.), пиратских плаваний и авантюр (записи голландца Эксквемелина, английского пирата У. Дампира). В 19 в. созданы как протокольно-документальные записки о реальных П. («Путешествие на корабле «Бигл»» Ч. Дарвина, сочинения Ф. Нансена, Н. Н. Миклухо-Маклая и др.), так и писательские «путевые очерки», где основные задачи повествования — изложение впечатлений и соображений автора. Сильное и длительное влияние на становление «путевых очерков» оказали «Сентиментальное путешествие…», 1768, Л. Стерна, «Итальянское путешествие», 1816-29, И. В. Гёте, а в России — «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина и «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Разработали жанр «путевых очерков» романтики Ф. Р. Шатобриан («Американское путешествие», 1791, изд. 1827), А. Ламартин, Г. Гейне, Т. Готье, П. Мериме. В 19 и особенно в 20 вв. этот жанр обрёл разнообразные формы (например: «Путешествие в Арзрум» А. С. Пушкина, «Письма об Испании» В. П. Боткина, «Фрегат «Паллада»» И. А. Гончарова, «Остров Сахалин» А. П. Чехова, «Простаки за границей» М. Твена, «Ирландский дневник» Г. Белля, «Ледовая книга» Ю. Смуула, «Ветка сакуры» В. Овчинникова); «путевой очерк» становится одним из ведущих жанров публицистики. В 20 в. особый читательский интерес вызывают многочисленные документальные путешествие как научно-популярный жанр: «Аку-Аку» и «Путешествие на «Кон-Тики»» Т. Хейердала, «За бортом по своей воле» А. Бомбара, «Вокруг света за китами» Б. А. Зенковича, «Себя преодолеть» Ф. Чичестера.

Народный эпос и художественная литература издавна питались отголосками «географических» описаний и рассказов, в том числе и легендарных, и фиктивных (Гомер, Вергилий, исландские и ирландские саги, популярные в средние века «Плавание святого Бриндана», или «Путешествие» Дж. Мандевиля, рыцарские романы, «Тысяча и одна ночь»). Популярность реальных путешествий 15-18 вв. расширила обращение художественной литературы к их содержанию и композиционным приёмам. Плавание Васко да Гамы в Индию стало сюжетом поэмы Л. Камоэнса «Лузиады». Путешествия и открытия служат сюжетной основой произведений Ф. Рабле и У. Шекспира. Философский и социально-утопический роман 16-17 вв. строится в виде путевых заметок, воспоминаний об удивительных странах (Т. Мор, Ф. Бэкон, С. де Бержерак). В 18 в. сложился просветительский роман-П., вобравший черты авантюрного, философского, психологического, нравоописательного романов и сделавший путевые приключения двигателем сюжета («Робинзон Крузо», 1719, Д. Дефо и «Путешествия…» Дж. Свифта, Т. Смоллетта, Л. Хольберга). В 19 в. художественные П. создали романтики («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Моби Дик» Г. Мелвилла) и неоромантики (Р. Стивенсон, Г. Р. Хаггард и др.). В 20 в. значительны художественные путешествия, построенные на документальной основе (повести С. Цвейга, «Дерсу Узала» В. К. Арсеньева).

© JAUNT.RU